Труженики тыла

18 января 2021, понедельник

Добрый день.

 Запишите тему урока в тетрадь.

Тема: Роль тыла в годы Великой Отечественной войны

                                                   ПРОЧИТАЙТЕ С ВЫРАЖЕНИЕМ

                                             «И в том, что Родина стоит все также твердо,

                                         Что крепнет с каждым днем к победе воля.

                                          Могу сказать уверенно и гордо,

                                          Есть каждого ремесленника доля!»

                                                                                                         (Д.Бедный).

ПРОЧИТАЙТЕ:

Когда мы говорим о ВОВ перед нами встают великие битвы и сражения, тайные тропы партизанских отрядов и пущенные под откос вражеские поезда, медсестры и врачи, поднимавшие на ноги раненых солдат.

Но мы не должны забывать о том, чем жили люди все эти 4 года, каким был их внутренний мир, какие чувства наполняли их душу. Не только фронт, но и тыл ковал победу в суровой войне 1941-1942 годов. Поэтому, давайте начнем с развития культуры и искусства в годы войны.

Одним из важных элементов художественной культуры в эти годы были песни, которые навсегда останутся прекрасным звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей.

Более тысячи писателей и поэтов ушли на войну добровольцами, среди них Шолохов, Фадеев, Симонов, Твардовский, Тихонов. Они участвовали в боях, были ранены, но создавали свои бессмертные произведения.

Давайте запишем некоторые из них. Роман Шолохова «Они сражались за Родину», повесть Константина Симонова «Дни и ночи» о защитниках Сталинграда, повесть Бека «Волоколамское шоссе» о мужестве защитников Москвы, повесть Шагиняна «Урал в обороне» о работниках тыла, поэма Твардовского «Василий Теркин».

ВЫПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ назвния произведений и авторов песен и музыки военных лет.( 2-3 примера)

А какие  произведения военных лет знаете вы?

ПРОЧИТАЙТЕ: Большую популярность в годы войны приобрел кинематограф. Были отсняты тысячи метров пленки, запечатлены важнейшие битвы и героический труд советских людей. Например, «Битва за Севастополь», «Ленинград в обороне», боевые кинохроники.

Наряду с ними создавались полнометражные художественные фильмы «Машенька», «Два бойца». В них снимались выдающиеся советские актеры Б.Андреев, Н.Жаров, Н. Крючков, М.Ладынина и др.

Потрясающий эффект произвела 7 симфония Д.Шостаковича, посвященная борьбе с фашизмом, грядущей победе и родному городу Ленинграду.

С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства.

За время войны было дано более 400 тысяч спектаклей и концертов. Большим успехом пользовались пьесы А.Корнейчука «Фронт», К.Симонова «Русские люди», выступления эстрадного оркестра под руководством Л.Утесова.

Советские художники возродили традиции времен гражданской войны - агитационные плакаты «Окна ТАСС». Рисунки и тексты призывали к победе над врагом, прославляли трудовые подвиги советских людей. Тираж достигал 1500 экземпляров. Над выпуском плакатов работали художники под псевдонимом Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), а т.ж. И.Бубнов, Горелов, Дайнека, Савицкий. Потрясающим по своему эмоциональному накалу стал плакат И.Тоидзе «Родина-мать зовет!».

Созданные в годы войны талантливыми людьми песни, стихи, фильмы, оперы, плакаты внесли огромный вклад в формирование эмоционального фона ненависти к врагу, готовности драться не жалея собственной жизни. Создавали атмосферу единства и силы советского народа.

 

ВЫПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ назвния и авторов фильмов или спектаклей военных лет.( 2-3 примера)

2. Наука и образование в годы ВОВ:

ПРОЧИТАЙТЕ:

Также огромным был подвиг советских конструкторов - создателей боевой техники и стрелкового оружия.

Итак, наука и образование в годы ВОВ.

Президент Академии наук СССР В.Л.Комаров говорил: «Участие в разгроме фашизма самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой».

Сейчас мы послушаем сообщение об Иване Алексеевиче Лихачеве. (Приложение 2)

Все это говорит о том, как велика в годы войны была роль каждого человека. В тяжелейших условиях продолжалась разведка и разработка новых месторождений руд и цветных металлов, нефти и газа.

Академиком Бардиным была разработана технология изготовления высококачественных сортов стали для танкостроения. Исследования Чаплыгина в области аэродинамики способствовали разработке новых типов боевых самолетов.

В ужас приводила немцев боевая машина БМ-13, известная как «Катюша». Создали это грандиозное оружие конструкторы Тихомиров и Артемьев.

Опыт применения танков в боях выявил необходимость усиления броневой защиты. Первыми новыми танками стали Т-34 (главный конструктор М.Кошкин), тяжелый КВ конструктора Ж.Котина. эти танки имели противоснарядное бронирование, мощный дизель и пушку. Легкий танк Т-70 успешно использовался для разведки.

Весь период войны в конструкторских бюро трудились, не покладая сил. Коллектив конструкторов под руководством Грабина создал мощную полевую пушку БС-3, прозванную «зверобоем» за успешную борьбу с немецкими «тиграми» и «пантерами».

Главной задачей авиации была поддержка наземных войск. Самым массовым стал самолет Ил-2, хорошим легким ночным бомбардировщиком оказался По-2, его использовали как самолет - разведчик. На нем в основном летали женщины. Огромная роль отводилась истребителям. Здесь прекрасно проявили себя истребители конструктора Яковлева Як -1, Як -3, Лавочкина Ла- 5, Ла -7.

На Черном море важную роль играли корабли, которые обстреливали побережье, снабжали осажденные города, вывозили войска и население. На Балтике хорошо показали себя подводные лодки.

Вопрос: Какие научные разработки военных лет вы знаете?

Несмотря на трудности военного времени, расширялась сеть научных учреждений. Были образованы Академия артиллерийских наук, медицинских наук. В сотнях учебных учреждений продолжались занятия.

За годы войны они выпустили около 900 тысяч молодых специалистов, а созданная система государственных трудовых резервов подготовила более 2 миллионов молодых квалифицированных рабочих.

ВЫПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ авторов и их изобретения  военных лет. ( 2-3 примера)

ПРОЧИТАЙТЕ: Вклад учащихся ремесленных училищ в дело Победы:

 Помощь фронту, не жалея сил оказывали учащиеся ремесленных училищ и школ фабрично - заводского обучения. О вкладе учащихся в дело Победы нам расскажет.. .(Приложение 3).

Выпускники училищ не только отважно работали в тылу, но и участвовали в боях. За что многие из них были удостоены звания героя Советского Союза.

Прочитайте в учебнике информацию о рабочих людях тыла.

https://победа.екатеринбург.рф/медиа/песни

Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Институт развития образования Краснодарского края
Министерство просвещения Российской Федерации
Информационно методический центр
Сетевой Город. Образование
Государственная аттестационная служба
Официальный информационный портал ГИА
Сайт информационной поддержки ЕГЭ
Управление Образования Администрации МО Северский Район
Министерство образования и науки Краснодарского края