Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе».

29 октября 2021, пятница

Добрый день. 

Тема урока:Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе».  

Прочитайте!  Отправной точкой нашего разговора был человек, точнее проблема человека. Разговор о сущности человека остаётся открытым по сей день. Человека изучают множество наук, но постижением человека изучает особая наука. Какая?

«Человек есть мера всех вещей»

Протагор

«Человек самое эксцентричное создание на Земле»

Эрих Фромм

«Человек есть принципиальная новизна в природе»

Николай Александрович Бердяев

«Человек – вольноотпущенник природы»

Иоганн Гердер

«Я царь – я раб, я червь – я Бог!»

Гаврила Романович Державин

Человек соткан из парадоксов:

  1. Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе.
  2. У человека есть инстинкты, но руководствуется он в первую очередь разумом.
  3. Человек рожден в природе, но пытается подчинить её себе.
  4. Человек обладает естественными потребностями, но в первую очередь ориентируется на культурные стандарты.
  5. У человека есть разум, но есть и бессознательное.
  6. Человек имеет все, чтобы жить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания не может приспособиться к ней.

Запишите! Исключительность человека не только в том, что у него множество качеств и задатков. Человек настроен на множество программ, каждая из них, словно демон тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное – бессознательному, инстинкты – культуре.

Человек – единственное живое существо, способное жить в состоянии абсурда.

Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошёл от обезьяны?  У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но разве волки испытывают угрызения совести, разве пчёлы знают обычаи? По современной эволюционной теории человек произошёл от обезьяны. В 2-4% генов, отличающих нас от обезьян, уместились разум, творчество, культура. Да, животные могут жить в сообществе. Но всё, что происходит в их стадах, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рождённого ею олененка вместе со средой. Перемещённая в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.

- Человек – единственное в природе существо в природе, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов. 

Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной деятельности. В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей, идеалов, форм деятельности общественного человека.

Устно! - Какие уровни анализа общества вам известны? Поясните их сущность?

Запишите!  Уровень- Конкретно-исторический   .   Сущность-На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения

                    Уровень-Историко-типологический. Сущность-Обобщение, связанное с типологией общества

                    Уровень-Социально-философский. Сущность-Выделение, анализ всеобщих свойств общества

УСТНО!  Первый этап: характеристика общества как системы. Какой уровень анализа мы будем использовать, выполняя это задание?

1 группа

  1. Каковы основные значения понятия «общество»?
  2. В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведённых ниже высказываний?
  1. дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношёрстное общество.
  2. Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков.
  3. Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые.

- Как называется научное направление, занимающееся теорией систем? (синергетика, первоначально возникла как физико-математическая теория)

2 группа

  1. Что такое система? Какие виды систем вам известны? Опираясь на обществоведческие знания и знания из других предметов, выберите из перечисленных характеристик те, которые отражают свойства любой системы:
  • сохранение с течением времени своего состояния неизменным;
  • наличное состояние позволяет точно определить последующее;
  • постоянный обмен веществ с внешней средой;
  • наличие взаимосвязанных элементов;
  • несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.
  1. Что позволяет утверждать, что общество является системой? Дайте характеристику общества как системы.

3 группа

  1. Дать характеристику социального института, как компонента общества. Охарактеризуйте функции социальных институтов. Приведите примеры, иллюстрирующие основные комплексы социальных институтов.                                           Социальные институты.

 

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Главные социальные институты

Потребность в воспроизводстве рода

Семейно-бытовая деятельность

Институт семьи и брака

Потребность в безопасности и социальном порядке

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Политические институты, особенно государство

Потребность в средствах существования

Экономическая деятельность

Экономические институты, в первую очередь производство

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Научная, воспитательная, образовательная деятельность

Институты науки, образования и культуры

Потребность в решении духовных проблем смысла жизни

Религиозная деятельность

Институт религии

  1. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.

Институты

Сферы

А. государство

1. экономическая

Б. семья

2. политическая

В. школа

3. социальная

Г. церковь

4. духовная сфера

Д. финансовая система

 

Е. средства массовой информации

 

УСТНО!  Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жёсткого соответствия сфер и институтов?

Второй этап: социальная макротеория анализа исторического развития

- Какие подходы можно выделить для анализа исторического развития общества? В чём состоят трудности постижения прошлого? («история - ряд выдуманных событий по поводу свершившихся» Шарль Монтескье)

Издавна предпринимались попытки не только описать историю, но и осмыслить события и явления прошлого, увидеть за уникальным общее, повторяющееся.

Третий этап (при наличие времени):

- Остановимся на некоторых характерных чертах исторических типов обществ, выделенных в рамках теории постиндустриального общества.

1 группа

Сравните две поговорки: «От судьбы не уйдёшь» и «Городской воздух делает свободным». Умонастроение каких типов обществ выражает каждая из них?

2 группа

Символом какого исторического типа общества можно считать Книгу рекордов Гинесса? Ответ аргументируйте.

3 группа

Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества – как прогресс («стрела времени»)?

Письменно, Запишите только ответы!  . Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда.  

1.Социальная революцияэкономическая реформаобщественный прогресссоциальная динамикакоренные преобразования.

2. Найдите в приведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию истины.

1) знание, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) знание, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъектом

3) знание, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния человека

4) знание, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъекта

5) знание, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для распространения

6) знание, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

 3. Иван по­ста­вил перед собой цель по­сту­пить в ин­сти­тут на ар­хи­тек­тур­ный факультет. Он за­ни­ма­ет­ся в ху­до­же­ствен­ной студии, создаёт соб­ствен­ные не­боль­шие работы, участ­ву­ет в раз­лич­ных выставках. Много вни­ма­ния Иван уде­ля­ет изу­че­нию математики, увле­ка­ет­ся черчением. Найдите в приведённом спис­ке при­ме­ры средств, ис­поль­зу­е­мых для до­сти­же­ния по­став­лен­ной Ива­ном цели, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) поступление в институт 2) занятия в ху­до­же­ствен­ной студии

3) изучение математики 4) получение про­фес­сии архитектора

5) опыт со­зда­ния соб­ствен­ных работ 6) выбор профессии

4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.

Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 Список терминов:1) постиндустриальное общество 2)отношение 3)традиционное общество 4)эволюция 5)революция 6)подъем 7)прогресс 8) регресс 9)простая форма

 

6. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».

1) реформа 2) эволюция 3) революция 4) застой 5) скачок 6) спад

7 . По­ка­жи­те на трех при­ме­рах тес­ную связь об­ще­ства и при­ро­ды. Сна­ча­ла ука­жи­те в чем за­клю­ча­ет­ся вза­и­мо­связь, затем при­мер её ил­лю­стри­ру­ю­щий. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

8. В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые другие три признака, позволяющие сделать такой вывод.

9. На сколько данная тема была интересной и полезной. Обоснуйте сой ответ.

Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Институт развития образования Краснодарского края
Министерство просвещения Российской Федерации
Информационно методический центр
Сетевой Город. Образование
Государственная аттестационная служба
Официальный информационный портал ГИА
Сайт информационной поддержки ЕГЭ
Управление Образования Администрации МО Северский Район
Министерство образования и науки Краснодарского края