Информация по обучению детей с ОВЗ

ovz.jpg

Ответственный за введение ФГОС ОВЗ в МБОУ СОШ №36 Осташевская Светлана Юрьевна, заместитель директора по УВР.

Всероссийский сайт поддержки введения ФГОС ОВЗ: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/

Общая информация

ФГОС ОВЗ (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Дети с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «аномальные», «с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями», «с ограниченными возможностями здоровья».

Дети с особыми образовательными потребностями – не является правоустанавливающим понятием, используется  применительно к обучающимся с несоответствием своих возможностей «общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения».

МБОУ СОШ № 36 ст.Новодмитриевской МО Северский район предусматривает направления к обучению детей и подростков с ОВЗ

Интеграция – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.

Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов – специалистов.

Интегрируемый ребенок – ребенок , имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.

Частичная интеграция – это целенаправленное расширение минимальных возможностей детей в области социальной интеграции (для детей с сохранными потенциальными возможностями, но еще неспособных овладеть образовательным стандартом).

Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются по 1–2 человека в обычные группы на отдельные занятия или на часть дня.

 Инклюзия – это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью  образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение  индивидуальных образовательных  потребностей, обеспечение специальных условий.

Коррекционное обучение — особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей  нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личном росте и социализации. Создание коррекционного класса.

Коррекционно-воспитательная работа — система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе.

Комбинированная интеграция – обучение или воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих уровень психофизического и речевого развития, близкий к возрастной норме) по 1–2 человека в массовых группах (классах).

При этом дети получают постоянную коррекционную помощь у специалистов (сурдопедагога, тифлопедагога, дефектолога, логопеда).

Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:

­имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

­имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

имеющие нарушения опорно­-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.

 Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) интегрированному обучению в общеобразовательных учреждениях:

­имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью,

нарушением зрения, ДЦП);

­имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций,  умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);

имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности;

с ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, (не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий,

 поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса , находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

-начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного

нарушения развития;

-ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

-использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе

специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;

-индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

-обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

-максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Федеральные нормативные документы, обеспечивающие введение ФГОС ОВЗ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

4.  Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"

7. Указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы

Приложения:

—Приказ от 19.12.2014г  № 1598 «Об утверждении ФГОС  НОО обучающихся с ОВЗ»

—Приказ от 19.12.2014г  № 1599 « Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными  нарушениями)

—Письмо Минобрнауки РФ от 11.03.2016г №ВК -452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

—Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

—Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

—Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".

—Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода, обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности".

—Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

—Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).

—Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 г. № 1008).

—Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья"

—Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

—Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".

—Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ". Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оснащение школы для лиц с ОВЗ. Доступная среда

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБОУ СОШ № 36 созданы специальные условия для обучения детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Школа оборудована вспомогательными средствами: при входе в школу имеется пандус; на входной двери расположен звонок для вызова сотрудника школы; оборудованы специальные поручни, на 1 этаже располагается туалет для инвалидов и лиц с ОВЗ; свободный доступ к местам занятий и приема пищи. 

Для выполнения программы по доступной среде в школе с 2016 г. были проведены следующие работы:

1. Произведена реконструкция помещения для оборудования туалета с обустройством плиткой полов и стен;

2. Туалет оборудован откидными поручнями, Поручнями для раковины (крепление пол/стена) для санузла , крючком для костылей, поручнем пристенным одинарным, раковиной с горячей и холодной водой , электронагревателем, тактильными табличками  Брайля внутри и снаружи, кнопкой вызова.

3. Изготовлены поручни для лестничного марша на лестнице центрального входа двойной трехригельный (нержавейка)

4. Установлена кнопкой вызова перед лестницей центрального входа.

5. Отремонтировано и подготовлено для занятий помещение для зала ЛФК. Оборудовано : элепсоидом, велотренажером, ковром, матами, обручами и мячами. Установлены перегородки в кабинете ЛФК и логопеда 

6. Отремонтирован класс коррекции и оборудован: столами ученическими одноместными с изменяющимся углом наклона столешницы, раковиной с водой.

Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Институт развития образования Краснодарского края
Министерство просвещения Российской Федерации
Информационно методический центр
Сетевой Город. Образование
Государственная аттестационная служба
Официальный информационный портал ГИА
Сайт информационной поддержки ЕГЭ
Управление Образования Администрации МО Северский Район
Министерство образования и науки Краснодарского края