18.09.21 литература 11 класс

18 сентября 2021, суббота

Литература                                            11 класс                                           18.09.20

Тема «Своеобразие лирического повествования
в прозе Бунина
»

— В творчестве Бунина тема любви раскрывается очень своеобразно. Писатель показывает самые потаённые движения человеческой души, глубокий психологизм автора делает прочтение его произведений особенно интересным. Но вместе с тем нельзя не признать, что в творчестве Бунина любовь всегда рука об руку идёт с трагедией. «Тёмные аллеи» — книга о Любви и Смерти, проникнутая, по словам Г. В. Адамовича, «благодарностью к жизни, к миру, в котором при всех его несовершенствах счастье это бывает». Писатель ни одного своего героя не делает счастливым надолго. Любовь всегда проходит через жизнь человека, словно величайшая трагедия. Она переворачивает, сминает жизнь. И подчас все оставшиеся годы герои вспоминают эту любовь, думают только о ней. Простое, будничное существование не имеет ничего общего с этим бессмертным чувством. Именно поэтому любовь в творчестве Бунина всегда является кратковременной вспышкой.

Попробуем разгадать часть этой художественной тайны, проанализировав

рассказ «Чистый понедельник». Именно его, по свидетельству мемуаристов,

Бунин на склоне лет считал лучшим из всего написанного им. Подумайте:

• Каково было ваше первое чувство по прочтении рассказа?

• Почему у героев нет имён?

• Какое впечатление произвели на вас герой и героиня?

• Какова атмосфера начала рассказа и с помощью каких средств автор её создаёт?

 

— Главной темой для Бунина периода эмиграции стала тема любви. Причём любви-страсти, дающей человеку ощущение высшего блаженства, но испепеляющей его душу. И вот на этом, сравнительно однотонном, фоне рассказ «Чистый понедельник» выделяется своей необычностью. Ознакомившись с ним, мы сразу же ощущаем за его несложной фабулой скрытую значительность. Этот рассказ полностью соответствует бунинской концепции любви. Внешние события «Чистого понедельника» не отличаются большой сложностью и вполне вписываются в тематику цикла «Тёмные аллеи». Это повествование о прекрасной молодой любви мужчины и женщины. Как и большинство произведений Бунина, «Чистый понедельник» — это попытка автора описать и донести до читателя своё понимание феномена любви, чем занимались многие великие писатели до и после Бунина, но при том каждый находил в любви что-то особенное, отличающее её от других чувств. Для Бунина всякая настоящая, искренняя любовь — великое счастье для человека, даже если она заканчивается гибелью или разлукой. «Солнечный удар» — вот лучшее определение любви в понимании Бунина: она приходит внезапно, резко и кардинально меняя мировосприятие человека, его взгляд на окружающую действительность. Но когда счастье любви проходит, остаётся только боль — человек уже не способен вернуться к прежней жизни.

Рассказ «Чистый понедельник» повествует о самосовершенствовании и восхождении личности на новые этапы. Мастерская лаконичная манера Бунина позволяет уместить на нескольких страницах столько глубинного смысла, сколько бывает в целом романе, а главную героиню «Чистого понедельника» по значимости можно сопоставить со многими женскими образами крупной прозы XIX в., например с Сонечкой Мармеладовой.

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновение»,— пишет Иван Сергеевич Тургенев в повести “Ася”. Эта тургеневская концепция любви сходна с бунинской.

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых

реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Рогожское кладбище в Нижегородском районе Москвы представляет собой духовный и административный центр русской старообрядческой церкви, приемлющей священство, и в то же время хранит в своих соборах неоценимые сокровища русского иконописного искусства.

Охотный Ряд — улица в Центральном административном округе города Москвы. Название XVII в. дано по одному из московских торговых рядов, в котором было разрешено торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками. Во второй половине XIX — начале XX вв. Охотный Ряд стал символизировать изобилие, хлебосольство и сытость Москвы, войдя в русские пословицы.

Икона Божией Матери «Троеручица» — чудотворная икона, почитаемая

в православной церкви. В России икона Икона Божией Матери «Троеручица»

пользуется большим почитанием. История чудотворного образа Божией Матери «Троеручица» тесно связана с судьбой защитника православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В VIII в. византийский император Лев III Исавр начал лютые гонения на почитателей икон. Иконы, мозаики, фрески, изваяния святых, расписные алтари разбивали, а их защитников предавали мукам и смерти. За пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске (современная Сирия), открыто почитали иконы благодаря заступничеству святого Иоанна, занимавшего должность министра у правителя города. Преподобный Иоанн был обвинён императором в государственной измене и оклеветан перед местным халифом. Было велено отсечь у него кисть правой руки и повесить

её на городской площади для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсечённую руку, затворился в своей келии. Святой долго и слёзно молился перед иконой Божией Матери, приложив отрубленную кисть к суставу и прося Владычицу исцелить руку. Во сне Пресвятая Богородица явилась ему, принеся радостную весть об исцелении руки, которой он отныне должен был пользоваться для прославления имени Божия. Проснувшись, преподобный ощупал руку и увидел её целой и невредимой. Тронутый чувством глубокой признательности Небесной Владычице за Её милость, святой Иоанн составил благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого. Также, желая оставить память о произошедшем чуде, святой приложил к нижней части иконы, через которую получил исцеление, сделанную из серебра руку, отчего этот образ и получил название «Троеручицы».

Чистый понедельник — первый день великого поста, наступающего после

Масленицы. Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в духовной чистоте. Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресение, когда во всех православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого проводят церемонию взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланяются и просят друг у друга взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.

Масленица — Масленая неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.

Великий пост — 7 недель перед Пасхой, в течение которых верующие-христиане воздерживаются от скоромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

Подготовьте ответы на вопросы к следующему уроку:

• Как в рассказе соотносятся приметы конкретной эпохи и напоминания

о древности?

• Какими штрихами писатель добивается эффекта исторической глубины?

• Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

• О каком времени идёт речь в повествовании (время столетия, года, суток)?

• Почему, создавая рассказ в 1944 г., автор останавливается на десятых годах XX в.?

• Какие приметы московского быта начала 10-х гг. XX в. вы нашли в тексте?

• Каким предстаёт перед читателем прошлое, каким настоящее? Что в тексте говорится о будущем?

• Проследите маршруты героев повествования. Как (краски, звуки) автор изображает места пребывания персонажей?

• Как относится героиня к этому времени?

 

— Как видно из толкования, с Чистого понедельника начинается Великий

пост, самый длительный и строгий из четырёх больших постов в году. Это символично, так как именно с этого дня для героя и героини рассказа начинается новая жизнь, для неё — это уход в монастырь, для него — познание неизвестного внутреннего мира девушки и после этого расставание с ней навсегда. К этой сакральной дате автор подводит нас очень осторожно, детально описывая поведение, характер, привычки и внешность героини глазами рассказчика, который также является и главным героем повествования. Чистый понедельник в православной традиции — своеобразный рубеж между жизнью — суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван духовно очиститься от скверны мирской жизни. Для героини Чистый понедельник — переход от светской греховной жизни в вечную, духовную.

Подведение итогов урока

— Итак, в последнем рассказе «Чистый понедельник» сборника «Тёмные

аллеи» — удивительным образом слились лирика и патетика, народные традиции и модерн, божественное и мирское; здесь словно подведены поэтические и философские итоги бунинского творчества. Автор разворачивает перед нами повествование не только о любви, но о тайнах человеческой души, о понимании счастья, о сложном и противоречивом национальном характере, о духе исторической эпохи, о вере. И нарочитое сходство сюжетов помогает читателю сосредоточиться не на ходе событий, а на героях и неподражаемом стиле Бунина.

Рассказ имеет ретроспективную структуру: герой вспоминает о своей страстной любви к таинственной красавице. Это даёт возможность представить события как бы в двойном освещении: то, что герой не заметил «тогда», он осмысляет уже по памяти, будто подводя итоги. Построение рассказа на отдельных эпизодах и кольцевая композиция позволяют автору не только показать быстротечность времени, но и с наибольшей полнотой воссоздать портрет эпохи. Сюжетным и композиционным центром произведения становятся сложные отношения двух героев — Его и Её.

 

Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Институт развития образования Краснодарского края
Министерство просвещения Российской Федерации
Информационно методический центр
Сетевой Город. Образование
Государственная аттестационная служба
Официальный информационный портал ГИА
Сайт информационной поддержки ЕГЭ
Управление Образования Администрации МО Северский Район
Министерство образования и науки Краснодарского края